— А ещё у нас есть эвакуатор. Ну мало ли...

Не секрет, что тема газобаллонного оборудования с каждым годом приобретает всё большую актуальность. Стоимость бензина постоянно растёт, именно поэтому газовое топливо для многих автолюбителей становится спасением. Но стоит помнить, что установка ГБО на автомобиль требует определённых навыков и знаний.

Процесс установки ГБО на автомобиль

Газовый баллон тороидальной формы под запаску

Газовый баллон

Современный баллон, заправляемый смесью пропана и бутана, может быть установлен в нишу запасного колеса, на раме автомобиля, в багажнике, в грузовой будке, под днищем. Обратите внимание, что вы можете выбрать баллон нужного объёма, который поместится в заданный автомобиль.

Внимание! Полностью заполнять баллон газом нельзя. По мировому стандарту он заправляется на 80%, по российскому — на 90%. И обратите внимание, что во время установки ГБО нужно руководствоваться ТУ 152–12–008–99.

Также нужно отметить, что ремонт баллонов или их самоосвидетельствование не допускается. Срок периодического освидетельствования автомобильных баллонов должен быть: для пропана не реже одного раза в два года, для метана не реже одного раза в пять лет для легированной стали, и не реже раз в три года для углеродистой.

Мультиклапан класса А

Заправка баллона

Заправка баллона происходит посредством мультиклапана. Мультиклапан класса А более безопасен, чем класс Б, так как первый оснащён предохранительным клапаном. Разрыв баллона предотвращается именно предохранительным клапаном — он срабатывает при превышении определённого давления и начинает стравливать топливо.

В комплекте с оборудованием поставляются необходимые крепёжные элементы, а также выносное заправочное устройство и пластмассовый чехол для него.

На право проведения этих работ у нас имеется специальный сертификат.

Выносное заправочное устройство, в идеале ставится в облась лючка бензобака

Выносное заправочное устройство

Существует два вида крепления выносного заправочного устройства: на кронштейне (под бампер) или пластмассовое (на бампер сбоку). Также его можно закрепить под лючком бензобака. Однако для заправки будет необходим съёмный переходник.

Важно! Подсоединение к заправочному устройству ГБО должно осуществляться извне транспортного средства с правой стороны по ходу движения ТС. Заправочное устройство не должно выступать за пределы кузова транспортного средства, в ином случае — в конструкции должна быть предусмотрена эквивалентная защита заправочного устройства от повреждений.

Датчик резерва

С мультиклапана можно снять основную шкалу и установить датчик резерва. Посредством поплавка он будет реагировать на изменение уровня газа в баллоне. При падении до критического будет загораться лампочка в салоне, которая будет предупреждать владельца о том, что газ на исходе.

Внимание! Каждый газовый баллон должен иметь запорный вентиль, позволяющий отключать его от газотопливной системы питания.

Датчик полного уровня

Он реагирует на изменения положения поплавка. Однако в этом случае в салоне будет пять лампочек, показывающих, как убывает топливо.

Установка мультиклапана

Для удобства к нему прикручивается крепёжный элемент трубки. Крепится он довольно просто — нужно закрутить лишь несколько винтиков.

Установка баллона

Предварительно нужно вынуть запасное колесо и обратить внимание на то, что запрещается устанавливать баллоны:

  • не имеющие паспорта;
  • с истёкшим сроком периодического освидетельствования;
  • с повреждённым корпусом.

Внимание! Способ крепления баллона не должен приводить к его повреждению или уменьшению прочности. Применение сварки для присоединения деталей крепления к баллону не допускается.

После этого к баллону подсоединяются трубки. В подготовленное отверстие устанавливается выносное заправочное устройство.

Может потребоваться переходник для заправочного крана, соответствующего российским стандартам. Большинство выносных заправочных устройств изготавливаются под европейский стандарт.

Этапы работы с моторным отсеком

  1. Электронный блок управления газобаллонным оборудованиемУстановка блока управления

    Это своеобразный газовый компьютер, реализующий все необходимые функции, начиная с симуляции форсунок и заканчивая управлением газовым впрыском. Также он обеспечивает диагностику системы.

    Большинство производителей рекомендуют размещать процессор в салоне, поэтому при установке в подкапотное пространство нужно выбирать соответствующую модель.

     
  2. Коммутация к процессору шлейфа проводки и сенсоров управления двигателями.
     
  3. Редуктор для газобаллонного оборудованияУстановка редуктора

    Это двухкамерный необслуживаемый редуктор. Перед монтажом снимается заглушка регулировочного винта давления. На редукторе находится газовый клапан и фильтр. Фиксируется редуктор при помощи кронштейна.

    Внимание! Расположение газового редуктора в подкапотном пространстве должно исключать возможность скопления масленичного осадка на мембранах. Далее редуктор подсоединяется к разрежению во впускном коллекторе. Это необходимо для того, чтобы редуктор подавал больше газа при низкой акселерации.

     
  4. Нарезание резьбы в коллекторе, вкручивание штуцеров.
     
  5. Надевание шлангов подачи газа во впускной коллектор.
     
  6. Закрепление рамки форсунок в удобном месте

    Внимание! Газобаллонное оборудование должно быть защищено от коррозии, в том числе на винтах крепления.

     
  7. Надевание шлангов на форсунки. Каждый из них имеет маркировку.
     
  8. Установка датчика температуры датчика.

    Внимание! Не допускается наличие дополнительных сварочных швов, отверстий, накладок и других ремонтных воздействий в зонах крепления газотопливной аппаратуры и баллонов.

     
  9. Спаивание безразъёмных контактов.
     
  10. Подключение газового редуктора.
     
  11. Подсоединение форсунок согласно маркировке.
     
  12. Коммутирование датчика давления и температуры газа.
     

Внимание! Газобаллонное оборудование должно включать в себя переключатель на различные виды топлива и систему автоматической блокировки, исключающую продолжительную подачу двух видов топлива.

Переключение работы двигателя с одного вида топлива на другой должно осуществляться с рабочего места водителя без остановки двигателя.

Последний этап — уехать довольным!

Тестирование автомобиля

Для предварительной проверки правильности всех соединений необходимо активировать программу и посмотреть, видит ли газовый процессор машину. Для этого предохранитель вставляется в управляющий провод. Далее процессор коммутируется через диагностический разъём с компьютером. Программное обеспечение считывает информацию.

После этого включается зажигание. После старта машина производит самодиагностику. После этого при соответствующих настройках питание переключится на газ.